Тбилиси. Путешествие длиною в год ?>

Тбилиси. Путешествие длиною в год

О Тбилиси не раз слышали много хорошего еще до путешествия. Хотя я и не очень люблю большие шумные города, включая столицы, посетить Грузию и не посетить Тбилиси было бы странно.

Из Телави питерские ребята подбросили нас до выезда из города. Оттуда нас подобрали тушинцы (жители региона Тушетия) на джипе, и мы с ветерком долетели до окраины города. Шанс найти место для палатки в Тбилиси довольно низкий, потому мы сразу решили, что поселимся где-нибудь в платном жилье. Каучсерфинг, а мы отправили около 30 заявок, не сработал. Мужчина около станции метро, где мы уплетали полюбившиеся нам инжир, предложил показать отельчик неподалеку, но вариант не показался нам интересным, т.к. это довольно далеко от центра. Едем в центр.

В Тбилиси в метро нужно купить карточку за 2 лари и класть на нее деньги. Проезд — 50 тетри (0,5 лари). Жетонов не существует. Зато можно проходить по карте сколько угодно подряд раз, следующие поездки становятся даже дешевле. Дядька пустил нас по своей карте, спасибо ему. В автобусе также нельзя проехать без карты, учтите это. Стоимость 0,5 лари. А вот в маршрутке можно и по карте и просто денежку водителю дать, от 40 до 80 тетри, в зависимости от расстояния. Кстати, чтобы не покупать карточку, вы можете попросить провести вас, предложив взамен денежный аналог — это удобно, грузины добрые, не откажут.

Тур. инфоцентр находится недалеко от метро Площадь Свободы, как и сам центр, и Старый Тбилиси. В центре, по слухам, как и везде в Тбилиси работает бесплатный вайфай I love Tbilisi. В центре он действительно работал, хотя и с прерыванием. А вот подальше, в 2-3 км от центра, его уже не было.

Окунулись в самое сердце Старого Тбилиси, придя в удивленное состояние — домики того и гляди рухнут. Не весь Старый Город таков, но некоторая его часть, по ощущениям, большая. Заглянув в парочку гестхаусов и хостелей, остановили свой выбор на одном, довольно убогом, но имеющим все удобства: включая хозяйский холодильник, раковину, посуду, и даже стиралку, правда платную. Хозяин ценит свое хозяйство, потому цену у него 50 лари, но мы не согласились на эту цену, условившись на 35. Позже мы остались у него и на вторую ночь.

Из Старого Тбилиси наверх, на холм, манила статуя какой-то женщины с мечом — туда мы и направились первым делом.

Тбилиси

По пути и наверху отличные панорамы города, пожалуй, лучшие во всем Тбилиси.

И даже гранаты растут.

гранаты

Женщина оказалась матерью Тбилиси — так гласит табличка под статуей. Сверху, в другую сторону от города открывается хороший вид на ущелье.

Тбилиси

Внизу: ботанический парк, водопады, большой уютный парк. Мы не стали спускаться туда, т.к. хотели посмотреть еще что-нибудь в городе. Наверх еще можно подняться на канатной дороге, но мы не проверяли ее стоимость. И зря, за канатной дорогой оказался красивый замок — это мы уже увидели потом, снизу, спустившись в город прежним путем по лестнице. Иногда бывает полезно просто пройтись лишние метров 300 или иметь хорошую карту местности.

По пути вниз мы прошли через очень приятный буржуйский район с хотелями и классными домиками на склоне — дорого, наверное, здесь остановиться.

Внизу шумно, пафосно, все по-буржуйски. В осетинском ресторане на улице ребята станцевали лезгинку или какой-то свой, осетинский танец — очень эффектно и красиво.

С моста открывается шикарный вид на каньон. Это прямо в центре города.

Тбилиси

Мы тоже не остались в стороне от буржуйской жизни и зашли в винный погреб Вин.завода Хареба (Khareba), раз уж не попали в него в Кварели, по месту прописки. Внутри уютно, по-хорошему разговорчивые бармены. Отведали пару разливных вин — неплохих столовых из железной штуки.

вино Хареба

А потом соблазнились на бутылку Мукузани — приятное сухое, хотя и не такое изящное, как у другого производителя.

Хареба вино

Вышли, в принципе, довольные развратной буржуйской жизнью. Дошли до знаменитых серных бань — выглядят они эффектно, в каком-то арабском стиле. Жаль, сходить не удалось — заглянул в один из входов и убежал, удивившись цене в 30 и 50 лари. Позже узнал, что это цены за какие-то отдельные кабинки, а в общей бане 2-3 лари стоит. Придется вернуться и проверить 🙂

Цены в Тбилиси

Цены в Тбилиси довольно высокие, если сравнить с Кахетией, хотя мы таки нашли путь к дешевым продуктам. Иногда попадаются небольшие магазинчики, в которых есть все, от молочного, воды и соков до овощей, фруктов и печенек. А нам, в принципе, ничего больше и не нужно. Один магазинчик, по пути к статуе, поразил нас своей дешевизной и хорошим качеством продукции. Мы, большие любители всяких печенек, купили там очень вкусные слоено-ореховые печенья, а также дешевые помидоры и инжир. Огурцы, другие овощи, а также сыр и мацони там тоже недорогие.

Мацони — домашний грузинский кефир с корочкой наверху. Ох, как мне нравится эта корочка. Такая же есть на овечьем греческом йогурте. Под корочкой довольно густой, консистенции простокваши, вкусный кефир. Самый вкусный мацони я ел в обычных пластиковых стаканчиках — в деревнях и городах Кахетии продаются повсеместно, а также в Тбилиси, в стеклянной банке. Его мне посоветовал хозяин нашего хостела на следующее утро, когда покупал себе. Каждое утро приезжает человек и предлагает свой домашний, свежий мацони по очень привлекательной цене в 1 лари за 0,5 литра. Мацони бывает разной жирности, но, как правило, любой, если его перемешать, можно пить. Отличный вариант завтрака или ужина — мацони со свежей лепешкой или печеньем. По вкусу мацони напоминает кефир или ацидофилин, но у него немножко другой привкус. Еще однажды мне попался мацони из буйволиного молока, прямо какой-то maconi la buffalo =) Вкус буйволиного молока выражен не так сильно, как у неаполитанской моцареллы ля буфула. Но, в целом, это вкусно.

Также в 10 метрах от нашего хостела работала отличная пекарня, где продавались вкусные хачапури всех видов. Мы попробовали обычный слоеный, квадратной формы и наш любимый аджарский, с яйцом. Цена также приятная — 1,5 и 3 лари соответственно. Аджарский — огромный, порция на двоих. Но что это я все о еде.

Этнографический парк-музей Тбилиси

На следующий день утром мы поехали в тбилисский этнографический парк-музей. Приятное место, хотя и не большое по размерам, но относительно насыщенное по содержанию. Этнографический музей разбит по регионам Грузии. В каждом домике сидит сотрудница, которая рассказывает на русском или английском про то, кто жил в этом домике, и как проходила жизнь в них. Все дома настоящие, перевезены из разных мест Грузии.

Этнографический парк музей Тбилиси

Посетили и Марани — так называется помещения, в которых делают вино в Грузии. Внутри и снаружи находятся все атрибуты для виноделия, включая квеври — керамические сосуды характерной вытянутой формы. В них наливают винное сусло прямо со жмыхом, закупоривают и оставляют вино бродить. Квеври при этом закопаны в землю — на западе Грузии прямо под открытым небом, в на юге, в Кахетии — внутри Марани, из-за сильной жары летом и заморозков зимой. Вино не любит перепадов температуры.

Кстати, “чача” с грузинского — жмых.

Нашли какой-то закрытый музей, куда я пытался попасть через крышу — не вышло

И печку для лавашей.

печка для лавашей

Большой квеври — сосуд для вина

Этнографический парк музей Тбилиси

Самое интересное здание в парке — с необычной формой крыши, похожей на кратер снаружи. Снаружи покрыта землей. А внутри эту крышу образуют доски, положенные друг на друга под тупым углом, что в итоге образует некие восьмиугольники.

Это дом является священным домом для грузин, по словам экскурсовода, и был распространенным жильем в центральном регионе Грузии, рядом с Тбилиси.

В Тбилиси еще много разных красивых мест, например, фирменный тбилисский мост, который вечером подсвечивается.

Тбилиси

Также интересен магазин-галерея под землей в самом центре Тбилиси.

Ныряешь туда и попадаешь в мир картин и всяких всячин: сувениров, продуктов, вина. Нашли местный, грузинский чай.

грузинский чай

Бренди из фейхоа

бренди из фейхоа

За банями, если пройти вглубь города от набережной, начинается небольшой каньон с высоким водопадом. Удивительная вещь для центра города!

Тбилиси

Это далеко не весь список достопримечательностей Тбилиси. Здесь множество церквей, больших и маленьких, несколько парков, канатных дорог и фуникулеров и даже местное тбилисское море.
Мы обязательно вернемся сюда.

4 thoughts on “Тбилиси. Путешествие длиною в год

1. Как интересно и красиво! И наконец-то появился мацони! А это именно грузинский национальный напиток? Радуюсь за вас, что едите такую полезную вкуснятину. Пробовала мацони у нас в краснодарском крае — очень вкусно. В банках в Питере, в Москве отличается (перекисший что-ли), да и цена такая, что быстро проходишь мимо.
    И в Тбилиси удивил каньон — красиво! И мост удивительный. А что там рядом с мостом за две трубы горизонтальные — это дома?

1. Мацони — армянского происхождения, но и в Грузии является неотъемлимой частью культуры. Да, в Питере точно не такой мацони. Здесь он всегда свежий и очен густой. И совсем не кислый.

Да, каньон в центре города нас тоже поразил. 2 инопланетных трубы — это мы не знаем что такое точно, но предположительно здания, типа бизнес-центра.

2. Тбилиси хорош. Но деревеньки и провинция из прошлого поста гораздо больше понравилась суда по постам и описаниям.

Кстати было бы неплохо сделать что-то типа каталога-библиотеки опробованных напитков (например название-страна-цена-впечатление и тд). А то с ростом количества постов это все теряется в общем повествование.

1. Деревеньки и городки Кахетии (Восточной Грузии) мне тоже больше понравились. Хотя Насте больше Тбилиси 🙂

Про каталог-описания думал уже, но пока не могу придумать как это сделать эффективно и быстро. Спасибо за наводку, Алексей.