Хор-Вирап, Нораванк, Джермук. Путешествие длиною в год ?>

Хор-Вирап, Нораванк, Джермук. Путешествие длиною в год

В последний день лета мы не стали никуда торопиться, чтобы я мог написать и разместить статью в мой блог. К тому же до Хир-Вирап добраться не проблема, так что нам делать там весь день. Ведь я планировал там переночевать — и, как показала практика, совсем не зря.

Монастырь Хор-Вирап и гора Арарат

Выбраться из города в сторону Хор-Вирапа не проблема. Из центра города нужно: доехать на метро до станции Горцаранаин, выйти из метро и пройти направо до перекрестка, метров 100. Повернуть налево и перейти на другую сторону дороги — вот там уже проходят маршрутки в нужную сторону на выезд из города. Нас подвезла семья, едущая в Капан, на юго-восток Армении. От трассы до монастыря Хор-Вирап около 7 км. Это не так уже много, но если поджимает, то и здесь можно на чем-нибудь подъехать. В деревне около трассы у нас первый раз настойчиво выпрашивал деньги…ребенок. Шкет лет 10-11 не отставал от нас около 500 м, пока мы просто не уехали. Не уехали бы, он и дальше бы преследовал нас. Подвозивший нас человек сделал крюк специально, чтобы высадить нас у подножия монастыря. Спасибо ему.

Хор-Вирап красив.

Не запасшись достаточным количеством воды, мы все же остались переночевать у подножия горы в палатке.

К сожалению, воду не дали нам в монастыре, поскольку у них у самих ее оказалось очень мало. Пришлось покупать дорогую 0,5 бутылку воды — до трассы дотянем. Ночь прошла хорошо, если не считать сильного ветра и завывания флага на холме — звук был очень похож, будто кто-то выкапывает лопатой клад в 50 метрах от нас. Одновременно с началом появления звука на гору, уже ночью, приехали люди на машине. Мне даже пришлось вылезать из палатки и угрожать “расхитителям гробниц” фонариком. К счастью, люди уехали, звук не прекратился, а прислушавшись, я понял — это звук полотна по ветру. У страха глаза велики.

Утром, как я и надеялся, Арарат предстал во всей сухой летней красе, со снежной шапкой.

Спустились в подземелье, где в заточении в течении 15 лет держали Григория Просветителя. Он же, после освобождения, и привел Армению, по преданию, к принятию христианства. Монастырь построен на месте древней столицы Арташат. Интересное место.

В 1 км от монастыря по дороге в сторону трассы Хор-Вирап и Арарат предстают во всей красе — как на картинках.

Завод Арени. Пещера Арени

До трассы добрались на грузовике, а до Арени с карабахским военным в отставке. О дегустации вин Арени я писал в Напитки Армении.

Нам также удалось посетить склад и разливочный “цех” завода.

Пещера Арени

1-1,5 км от завода Арени по трассе — там есть знаменитая пещера, где найден самый старый башмак — из цельного куска кожи, с кожаными шнурками.

Также там найдены очень старые, возрастом несколько тысячелетий, виноградные косточки. Возможно, именно отсюда пошло виноделие всего Закавказья и мира. Сама пещера еще живая, там живут летучие мыши. Пещера находится справа, сразу за поворотом на Нораванк.

А работникам еще предстоят долгие раскопки. Потом ее превратят в тур-объект — спешите посетить сейчас.

Стоимость — 3000 драм (415 р) с человека, но нам, по случаю Дня Рождения смотрителя пещеры, сделали скидку в 80%, и мы посетили ее за 1000 драм на двоих.

Немного подождав, добрались автостопом до Нораванка.

Монастырь Нораванк

Монастырь прекрасен — он находится в очень красивом ущелье, а также имеет необычный архитектурный стиль.

Это двухэтажная постройка: внизу были захоронения, а наверху — церковь. Для того, чтобы подняться на второй этаж, нужно подняться по очень узким и высоким ступенькам.

Никаких ограждений, но люди осторожны и падающих я не видел.

Нораванк (“новый монастырь”) основан в 13-ом веке. А 2-ух этажная церковь построена в 1339 г. Роскошная, с барельефами, трехъярусная.

Само же ущелье с красными скалами невероятно красиво. Даже если вы небольшой любитель монастырей и церквей, по этому ущелью обязательно нужно пройтись или проехать на машине или велосипеде.

Джермук

Из Нораванка в сторону Джермука мы уехали с молодой питерской семьей. Вышли на повороте на Джермук и оттуда через 15 минут уехали с приятным дядькой на Ниве, который дал нам номер своего друга в самом Джермуке. Сам ехал по делам и жил на Левом берегу — в спальном районе Джермука, в 4 км от центра. Прикупив немного продуктов и попутно познакомившись с несколькими местными, уехали в центральный Джермук. Позвонили по указанному телефону Славе, он нас встретил и разместил у себя дома. Его жена хорошо накормила нас, а после мы с удовольствием все вместе прогулялись по ночному городу.

Минеральная вода Джермук

Питьевая галерея содержит 6 кранов различной температуры — от 30 до 53 градусов. Вся вода везде одинаковая, только разбавлена холодной. Каждая предназначена для лечения определенных болезней. Нам больше всего понравилась самая горячая. Воду пьют кто как хочет: в кружках, пластиковых стаканах (их можно приобрести тут же), пластиковых бутылках, руками. Но руками горячо. Хозяева дали нам специальную кружку для питья такой воды — с изогнутой керамической трубочкой — оттуда не так горячо и как будто бы вкуснее.

Озеро в Джермуке

Водопад Джермук

Утром, после завтрака, мы отправились на поиски водопада и интернета. По пути, конечно, обалденные виды на ущелье.

Сам водопад находится прямо под тем местом, где мы ночевали, но, чтобы добраться до него, нужно пройти аж 2-2,5 км. Водопад — скорее ниспадающая по склону вода. Он довольно высокий и красивый.

Хотя из-за постоянно накрапывающего дождика и туч сфотографировать его нормально удалось с трудом.

С водопада на мост шикарный вид

С хозяевами, приютившими нас, тепло попрощались.

Вулкан Вайоц Сар

В 16:00 на маршрутке в сторону Вайка мы добрались до поворота на Гергер. Простояли 15 минут, и только 2 машины проехало. Хотя вроде асфальт хороший. 3-я машина, ЗИЛ, подобрала нас. Зил ехал за песком на карьер около Вайоц Сара и подбросил нас до Гергера. Дал свой номер в Арени.

Гергер

Завез к определенному дому в Гергере и оставил там, бережно передав хозяйке. Хозяйка по-русски не говорила, но угостила кофе и постоянно кому-то звонила, будто ждала кого-то. И точно, пришел ее муж, сносно говорящий по-русски и предложил остаться…за деньги. Мы удивились, но согласились. О цене говорил как-то расплывчато. Я сказал 3000 драм за 2 дня (он хотел 5). Он сказал, что за эти деньги они будут нас угощать и что-то там еще.

На втором этаже оказалось пару комнат, в одной они спали сами, а 2 — сдавали. Холодильник, душ — все есть. И даже стиралка. Но в душе очень редко была вода, а в стиралке постираться так и не разрешили. Сказали — не хватает напора. Вообще-то, хозяин постоянно за все хотел денег, а сдачу отдавать не хотел. Странный мужик, хотя все равно спасибо им, что приютили (пусть и за деньги). Вечером угощали нас жареной картошкой и своими домашними продуктами: овощами, маслом, сыром, медом и вином.

Правда, на следующий день немного поругались из-за сдачи. Но я все равно купил у них хлеб и мед. Мед был очень вкусный, хотя мед из ущелья Керанц интереснее.

Вулкан Вайоц Сар

На попутке с пасечником из с.Кармрашена (еще одно село выше по ущелью) доехали до поворота на вулкан. Оттуда пешком — 6 км вверх. Очень красиво

По жаре местами было несладко.

Но добрались — вот он кратер потухшего вулкана, уничтожившего когда-то несколько деревень.

Красиво тут — особенно вид с него на долину.

Я спустился вниз, в кратер. Внизу маленькая церквушка.

Поставил свою первую свечку в церкви — в Армении и, возможно, в жизни.

Под камнями в кратере течет немного очень холодной воды.

Наверху попили чаю

На самый верх приехал уазик с людьми — не удалось побыть одним. Предложили поехать с ними, хотя их было там и так 9 человек — вот так семья. Ничего, вместились, еще и парочку детей можно было разместить внутрь. А снаружи-то сколько можно повесить — не пересчитать 🙂

Они спустились внизу, но не поехали в Гергер, а завернули за вулкан и привезли на необычное поле — очень маленькое “аульное” село — всего несколько домов и много коров.

Пока набирали воду, познакомились с приятной женщиной — у нее такой же домик, где она живет месяц в году и делает много сыра. Угостила арбузом и свежим, еще не соленым сыром. Ох, какой же нежный сыр, прямо тает в рту.

У нее в домике было так уютно, что мы с удовольствием бы остались даже на ночь.

Но нас привезли другие люди, а вещи там, в машине, остались. Вернулись к ним. Долго мы там тусили вокруг да около, часа 3 — они делали свои дела и варили суп из петуха. Бульон хороший, наваристый, а вот петуха не разгрызть. Отвезли нас в Гергер, по пути заехав в Кармарашен.

Вот так и закончился наш день в этом регионе — на следующий день мы отправлялись в Татев.

One thought on “Хор-Вирап, Нораванк, Джермук. Путешествие длиною в год

1. Какая красота! Удивительные места! А у тебя, путешественник, растет борода на глазах!