События в Мьянме — конфликт мусульман с буддистами. Безопасность отдыха в Бирме ?>

События в Мьянме — конфликт мусульман с буддистами. Безопасность отдыха в Бирме

В свете последних событий в Мьянме (Бирме) в сентябре 2017 года многие задаются вопросом, что произошло с мусульманами в штате Ракхайн на западе страны. Громкие новости о геноциде мусульман рохинджа вызваны не столько резней мусульман буддистами Бирмы (старое британское название колонии), а глубоким системным миграционным кризисом и открытым вопросом о правовом и гражданском статусе относительно этой небольшой, но гордой мусульманской общины.

Этот конфликт мусульман с буддистами (абсолютным большинством) в Мьянме возник не сегодня, и тем более не в сентябре 2017-го, а намного раньше. Штат Райкхайн исторически был центром древней араканской цивилизации. Араканцы — бирманский субэтнос — всегда придерживалась буддистских верований и жили здесь многие сотни лет в большом количестве, а рохинджа — бенгальский субэтнос и приверженцы ислама — появились здесь относительно недавно. Современные границы Бирмы определись только в 20-ом веке после объявления ее независимой. Рохинджа всегда составляли крохотный процент населения древнего Аракана, но в современной Мьянме за последние 30-40 лет их стало намного больше, за счет эмигрировавших родственников с соседнего Бангладеша и традиционно больших семей. В бывшей столице Мьянмы — Янгоне — никаких особо острых противоречий между мусульманами и буддистами никогда не было, мечети, коих в столице немало, мирно соседствовали с буддистскими храмами. Но на границах не всегда все спокойно.

История конфликта мусульман с буддистами в Мьянме

1 июля 2016 года Мьянма стала центром активного внимания в новостных лентах мировой прессы —  толпа молодых активистов буддийской направленности подожгла мечеть в деревне Хпакант, в штате Качин. Это даже не соседствующий с Ракхайном крупный штат, находящийся на северо-востоке страны на границе с Китаем и Индией. Нападавшие руководствовались фактом, что мусульмане построили свое сооружение вплотную к буддистскому храму. Что не случайно, за неделю похожий религиозный случай произошел в провинции Пегу (Баго), где была снесена мечеть и одного местного жителя-мусульманина избили.

И эти 2 инцидента не первые в истории. На довольно большой по площади Мьянме с населением в 55 млн. уже много десятков лет мирно сосуществуют бирманцы-буддисты с традиционными приверженцами ислама: индусами-малабарами, бенгальцами, китайскими мусульманами и мусульманами-бирманцами. Случались мелкие разногласия, но ничего серьезного. А вот с рохинджа, нелегально проникающими в страну из 170-ти миллионного Бангладеша, история другая. Жители Бангладеша считают себя народом Бирмы и претендуют на гражданство, при этом ассимилироваться не хотят. Среди них немало радикалов, имеющих те или иные проблемы с законом, грубо говоря, преступники и маргиналы. Традиционно бенгальцы заводят большую семью (до 10 детей) и за одно поколение стал заметен большой рост переселенцев. Больше население недовольных — больше претензий. Теперь уже не важно, кто начал первый.

За цепочкой событий проследить не сложно. В 2012 году в ходе массовых беспорядков и столкновений с применением оружия в Ракхайне убито сто мусульман и буддистов, 5300 домов и религиозных сооружений разрушено. Весной 2013 погромы переместились с западной части страны в центр — Мейтхилу (Мейктилу). Летом 2016-го был конфликт в провинции Пегу (не очень далеко от Янгона), а 1 июля — в Хпаканте. Недовольство рохинджа перенеслось на мусульман в целом — этого Бирма боялась больше всего.

Нужно подчеркнуть, что Мьянма — богатая этническая страна с множеством небольших народностей, но именно рохинджа выпадает из общей истории. В принципе, они появились здесь довольно внезапно и без приглашения.

При этом в западных и российских СМИ всегда говорилось о пострадавших мусульманах, но ничего — о буддистах. Такая односторонняя позиция — прямой путь к радикализму. Не было никакой “резни мирных и беззащитных мусульман”, отличились обе стороны. За последние годы были достигнуты новые соглашения о правовом статусе многих нацменьшинств штатов Шань (Шан), Качин, Кая и небольших самоуправляемых зон. Я путешествовал в штате Шан в мае 2017 года, все было спокойно, и есть надежда на полное открытие этого штата для туристов и путешественников в ближайшие годы, но с рохинджа это не сработает. Каждый год все новые переселенцы садятся на лодки-джонки, плывут вдоль бенгальского залива к бирманским берегам. Новые потоки беженцев — новые погромы.

Поэтому нет ничего удивительного в событиях сентября 2017 года, когда конфликт обострился.

Безопасность отдыха в Бирме

Не смотря на некую обостренность отношений, путешествие по этой стране будет безопасным для любого туриста. Даже если вы захотите посетить Бирму, отдых в Мьянме в 2017-2018 году может стать для вас одним из самых ярких на положительные эмоции событий в вашей жизни. До сих пор это самая самобытная страна в Юго-Восточной Азии и одна из самых интересных в мире, учитывая ее площадь.

В Бирме есть огромный набор ярких культурных и природных достопримечательностей, здесь и этнические деревни на озере Инле, и золотая пагода Шведагон в Янгоне, соседствующая с колониальной архитектурой британцев, и незабываемый храмовый комплекс Паган (Баган) и древние столицы Манадалай, Сагайн и Мингун с множеством интересных пагод и древний потухший вулкан — гора Попа с храмом на скале. А мое любимое место — штат Шан (Шань) с потрясающей природой, трекингом по горам, вкуснейшей вегетарианской кухней и массой интересных малых народов. Все это можно совместить с курортным отдыхом в Мьянме в Нгпали или отправиться на пляжи соседнего Таиланда — на Краби, остров Пхукет, остров Ко Панган или остров Ко Чанг.

Подробная полезная информация о Мьянме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − семь =