Луанг Намтха. Трекинг в джунглях Лаоса ?>

Луанг Намтха. Трекинг в джунглях Лаоса

Попадание в Лаос. Прямых перелетов в Лаос из России нет, поэтому вам придется лететь через Китай. Международные аэропорты есть во Вьентьяне, Луанг Прабанге и Паксе.

Удобно приехать в Лаос на автобусе: Из Китая, Вьетнама, Тайланда или Камбоджи. Официального перехода с Мьянмой, насколько я знаю, не предусмотрено. Также есть специальный поезд из Тайланда во Вьентьян, но его стоимость очень высока и это, скорей, туристический аттракцион.

граница Лаоса и Китая

Виза Лаоса

Для граждан России посещение Лаоса в течении 15 дней бесплатно и не требует визы. Если хотите провести больше дней, то придется делать визу на 30 дней за 30 долларов (в ноябре 2016 года). Получить такую визу можно прямо на границе. Необходима 1 стандартная фотография, лучше всего цветная 3,5×4,5 см, но пойдет и ч/б 3×4. Если фото с собой нет (я забыл свою в автобусе), то придется заплатить еще 1 доллар.

виза Лаоса на 30 дней

Важный лайфхак — можете не делать визу, а по истечении 15 дней пересечь границу Тайланда и вернуться обратно. Для граждан РФ в Тайланде 30 дней бесплатны. Я забыл про этот момент и потратил лишние 31 американский доллар. Ну, будем считать, что я их потратил не зря, а поддержал лаосскую экономику.

Луанг Намтха («широкая долина реки Тха») — первый город в Лаосе, который я посетил. Луангнамтха — столица одноименной провинции с множеством горных деревенек вокруг, в защищенной лесной зоне Нам Ха (Nam Ha National Protected Area). Большая часть провинции покрыта лесом и отлично подходит для легкого и средней сложности пешего туризма от 1-2 дней.

Луанг Намтха

В Лаосе говорят на лаосском, схожим с тайским, тональном языке. Лаоссцы понимают тайцев, а тайцы лаоссцев. Язык из-за тональности непрост и за 2,5 недели, проведенные мною в Лаосе, я выучил лишь несколько, меньше 10 или около того, слов. Но если задаться целью, то выучить его вполне можно, нужны только терпение и практика.

Цены в Лаосе

Валюта — лаосский кип. 10000 кип это примерно 80 наших, российских рублей. Страна не очень дешевая, особенно транспорт и жилье в некоторых местах. Еда, продаваемая на улице, попадается дешевая. Самый дешевый и довольно таки вкусный фрукт — маленькие бананы. Бывало, я покупал большую, килограмма 1,5-2, связку бананов за 5000 кип (40 руб.), которую удавалось съедать только за 2 дня. А другие фрукты подороже, хотя и весьма дешевы по отношению к средним российским и китайским ценам.

Луанг Намтха и его окрестности. Лаос на велосипеде

Прямо напротив ночного рынка в Луанг Намтха несколько контор дают велосипеды и мопеды напрокат. Стоимость проката велосипедов — 10 тыс кип — за городской и 15 тыс кип — за горный. Горный велосипед, хоть и дороже, но намного удобнее и скорее необходимость, чем прихоть.

Луанг Намтха

Водопад Бан Нам Ди (Ban Nam Dee) в 6 км от центра Луанг Намтха легче всего достигается именно на горном велосипеде, т.к. путь до него пролегает по грунтовой дороге со спусками и подъемами. Водопад и Золотая Ступа (буквально Golden Stupa) — самые близкие и интересные достопримечательности в ближайшей окрестности. Хотя посещение ночного рынка (Night Market Lang Namtha) будет тоже интересным и довольно вкусным, особенно, если вы ранее не были на ночных рынках в Юго-Восточной Азии.

Водопад Бан Нам Ди не бесплатен и за его осмотр с вас возьмут 10000 кип + за стоянку велосипеда — 1000 кип и за стоянку мопеда — 3000 кип. Последние 500 метров до водопада можно преодолеть только пешком по узкой тропе. Сам водопад — приятное и безлюдное место, хотя его высота и размер очень скромны.

водопад Бан Нам Ди

Лучше всего посмотреть все окрестности Луанг Намтха, с посещением деревень горных племен, именно на велосипеде. Бесплатную карту маршрутов можно взять в Инфоцентре за ночным рынком, до 16:00 по будним дням.

карта маршрутов Лаос

Кольцо вокруг Луанг Намтха в 35-45 км можно преодолеть за 4-5 часов с осмотром всех достопримечательностей и фотографированием шикарных местных видов. По пути — деревни национальных меньшинств с бедными, но счастливыми семьями, рисовыми полями и, иногда, сельскими грунтовыми дорогами.

река в Лаосе

Дважды поехав по короткому пути мы упирались в то, что река слишком сильно разлилась и подтопила дороги. Приходилось возвращаться. Но несмотря на утомительный путь это дорога и люди встречающиеся на ней стоит того, чтобы преодолеть ее.

Лаос

Нам Ха. Трекинг в джунглях Северного Лаоса

Защищенная область Нам Ха — что-то типа национального парка, где живут люди и любой, номинально, может его посетить. По факту, когда вы ступите на любую популярную тропу парка, на входе, если там окажется проверяющий, с вас могут содрать какую-то плату, 15-20, а может, и больше тысяч кип.

Как гласят все популярные и не очень путеводители, лаосские горы трудны и посещать их стоит только с местным инструктором. Не могу отрицать. В джунглях Лаоса действительно можно заблудиться. Основная причина — большое количество развилок на вашем пути. Большинство троп натоптано местными жителями с целью охоты или перемещения между деревнями и провинциальными центрами. Но если вы обладаете большим опытом похода по горным лесам и хорошо ориентируетесь на любой местности, то имея хотя бы схематичную карту парка, вы сможете преодолеть и лаосские джунгли.

Лаос

Я воспользовался самым простым вариантом и вместе с француженками, с которыми познакомился накануне, нашел приемлемый по цене тур. Хотя эта приемлемость все равно вылилась в 40 долларов (320000 кип) за 2 дня. Тур включил в себя трансфер, услуги инструктора, питание на маршруте и ночевку в деревне в хижине. Страховка и медпомощь не предусмотрены и при определенной ситуации это может быть критично.

Лаосские джунгли. День 1

Перед началом трекинга мы заехали на большой продуктовый рынок и осмотрелись. Интересны некоторые неопределенные растения, явно употребляемые в пищу, но не понятно, нужно ли варить их или можно есть сырыми. Ниже — банановые цветы, которые нарезают сырыми и кладут в салаты или супы. По вкусу напоминает сладковатый лук.

лаосские овощи

Еще прикольно было найти огромного грызуна в коробке, которого содержат на рынке как домашнее животное. Мне хотелось отпустить грызуна, и это была хорошая идея, жаль только, охотники ее не оценили.

грызуны в Лаосе

С утра лил тропический дождь, но когда мы вышли на тропу, сквозь тучки проглянуло солнышко.

Инструкторов было два. Второй — молодой парень, помогал главному готовить еду и был замыкающим. Основной инструктор — Лео, бывший учитель младших классов, явно нашел свое призвание и очень умело развлекал нас на всем пути.

лаосские джунгли

Первые часа два мы регулярно останавливались. Лео показывал нам, какие растения можно есть, как их срывать и очищать, если необходимо.

Лаосские джунгли сразу меня поразили — все, как я видел в фильмах и читал в книжках. Порой очень густые участки с низко растущими пальмами, а иногда открытые пространства с толстыми столетними деревьями, покрытыми длинными лианами. Часто путь преграждали упавшие стволы, диаметром с небольшого слона, через которые приходилось лезть сверху, карабкаясь за ветки.

Во время обеденного перерыва нас обрызгал дождик, но как только мы продолжили путь, он быстро прекратился. В любом случае, через 4 часа и несколько переправ большинство участников группы топали в мокрых или влажных кроссовках. Я был единственный, у кого все еще были сухие носки.

лаосские джунгли

На пути встречались не только необычные растения, но и животные.

лаосские насекомые

На середине пути нет-нет, да кто-нибудь отцеплял пиявку от ноги, но меня они почему-то не кусали. Пощипывало в ноге, но я проверил несколько раз в этом месте — никого не было. Последние 2 часа я шел в хлюпающем правом ботинке — вода таки как-то просочилась внутрь. Только дойдя до деревни Акха и сняв обувь, я понял причину обоих проблем: из носка вывалилась огромная пиявка, а ботинок потяжелел от крови.

Кровь из прокусанного места никак не хотела останавливаться и пришлось сидеть полчаса в ожидании. У инструктора не было никаких специальных средств для остановки крови, как и у меня.

У команды, организующей туры, построен специальны домик для туристов в 50 метрах от деревни Акха.

домик в Лаосе

В деревне народности Акта было пару общественных мест для купания и стирки, в котором и я не преминул помыться и попытаться выстирать из ботинка пиявку с кровью.

деревня Акха

Ужин от нашего гида и немного странный массаж местных девушек приятно дополнили картину дня. Так называемый Homestay в деревне Акха был воссоздан большим количеством местных девушек и парней, пришедших в нашу хижину, стоящую на отшибе. Это было забавно, хотя и чуточку неестественно.

Лаосские девушки и наш инструктор

лаосские девушки

Вечером случилась беда — один из нас подвернул в деревне ногу, да так, что та распухла и не сгибалась. Из-за отсутствия первой помощи утром картина не поменялась и ему пришлось возвращаться в Луанд Намтха на мопеде за 20 баксов. Позже я узнал, что он сразу же вернулся домой в Чехию и там наложил гипс на свой перелом, и все закончилось хорошо.

Лаосские джунгли. День 2

Обратный путь пролегал по другой дороге и был значительно короче, всего часа 3,5-4. Но не намного проще, поскольку за день мы переправлялись через речку около 20 раз. Иногда это были бревна, но чаще камни в воде, по которым нужно было прыгать, как кузнечик, чтобы сохранить ноги сухими. Но никому, включая меня, не удалось избежать соскальзывания в воду. Однажды нам встретилась очень красивая змея. Я было хотел поддеть ее палочкой, но мне запретили это делать — ядовитая.

змея в Лаосе

Пиявки и в этот день не отставали от нас и периодически присасывались целыми гроздьями к носкам и лодыжкам. Я же, наученный неприятным опытом предыдущего дня, щедро поливал ноги репеллентом каждые 1,5 часа. Это хорошо помогало. Даже пиявки, переправы и паутина никак не могли испортить впечатления от пройденного маршрута и особой красоты джунглей. Я вышел к дороге и нашему транспорту счастливым и с мыслью, что в следующий раз пойду в джунгли на 3 дня.

лаосские джунгли

Рекомендации по джунглям: обязательно возьмите с собой репеллент, запасные носки, удобную накидку от дождя и крепкую обувь. Это могут быть и сандалии, но вы должны быть уверенными в их надежности. Можно взять немножко сладостей для деревенской детворы — они порадуются подаркам. Также я бы взял с собой небольшой мед.набор: перекись водорода, пластырь, обезболивающее и мазь от ушибов. Как показывает практика, самые распространенные травмы в джунглях — это как раз подвернутые лодыжки на переправах и на скольких глинистых склонах.

Знакомство с лаосской кухней

Самое популярное лаосское блюдо — суп с рисовой лапшой. Обычно туда добавляют овощи и какое-нибудь мясо: курицу, свинину или говядину. Суп обладает выраженным вкусом, но в него, по желанию, можно добавить острого перца и выдавить свежий лайм. Получается очень вкусно.

лаосская лапша

Местная кухня включает множество различных супов и вариантов рисовой лапши, а также необычные соусы.

Из десертов я бы отметил липкий рис в бамбуке, сваренный с добавлением кокосового молока и с добавлением арахиса.

липкий рис

Лаосская кухня не такая острая, как тайская и некоторая китайская, но в любом месте стоят острые ингредиенты, которые вы можете добавить в свою еду сколько угодно.

Из напитков необычным мне показалось кукурузное молоко.

кукурузное молоко

Луанг Намтха — приятный лаосский город с хорошими возможностями для треккинга и прогулок на велосипеде. Я рекомендую этот город, особенно, если вы двигаетесь с севера Лаоса (из Китая) на юг.

Муанг Синг — еще один город в Северном Лаосе

Муанг Синг — совсем небольшой городок в 50 км от Луанг Намтха, в который стоит съездить только ради ежемесячного фестиваля, проводимого вокруг буддийского храма в полнолуние.

муанг синг

Здесь собирается множество местных из разных национальностей, приехавших из соседних деревень, чтобы отдать почесть Будде и пообщаться друг с другом.

праздник в Лаосе

Жители приходят с подношениями, которые оставляют около статуэток Будды, пройдя вокруг большой ступы и трижды поклонившись.

Я провел здесь пару часов, прикупил национальную юбку в подарок и поел липкого риса в бамбуке.

лаосский рынок

Сюда можно съездить на один или даже на полдня из Луанг Намтха, но и здесь есть, где остановиться. Если есть лишний день в запасе, можно съездить сюда и сходить на местные рынки и в музей, посвященный местным горным народностям. Северный Лаос — очень хорошее место.