Неуловимый монастырь Керанц. Армения 2016. Путешествие длиною в год
Пересечение границы Грузия-Армения на переходе Садахло-Баграташен более, чем просто. Примерно по 3-5 минут на каждую границу + пройти 200 метров между ними. Быстрее, пожалуй, только когда совсем нет границ.
Обменник неподалеку, в 200 метрах от границы, дает 473 армянских драма за 1 доллар. А за 1 рубль дают 7,2 р. Это вполне себе нормальный курс на середину-конец августа 2016. Лучше нам дальше встречалось только пару раз.
Автостопом на трех машинах мы к вечеру добрались до деревни Керанц и заночевали в лесу у берега реки, в 100 метрах от ближайшего деревенского дома. Утром я попросил горячей воды в этом доме, которым мы заварили кашу. Им же заварили чай. Парень из Еревана, подвозивший нас накануне, не только подбросил нас до поворота в деревню, но и завез вглубь ее на 2 км — к началу тропы в ущелье. Если бы не он, нам пришлось бы ставиться где-нибудь на дороге. Так началось наше знакомство с армянским сверхбыстрым автостопом и армянским же свойством с удовольствием помогать путникам на дороге.
Ущелье Керанц
Утром отправились по ущелью. Рюкзаки немного жали в плечах, и мы в тайне надеялись на попутку, хотя бы на несколько километров. Учитывая активный трафик именно рано утром, который мы пропустили во время сборов и полную «тишину» днем — надежда оставалась призрачной.
Однако, спустя 2 км нас подобрал Уазик с 4 мужчинами с ружьями. Одного из них мы встретим еще раз на следующий день, на обратном пути. Они отправлялись к монастырю Самсон, поэтому нам по пути было только 3 км. Прежде, чем мы расстались, они предложили нам позавтракать с ними, с чем мы с радостью согласились — в горах второй завтрак не помешает. Овощи, вкусные копченые колбаски, лепешка пури (как в Грузии) и местное пиво. У мужиков еще к этому добавилась бутылка водки. Быстрый завтрак, и они умчались на службу, а мы остались с изрядными запасами остатков завтрака. Завтракали мы, к слову, в очень красивом и, похоже, довольно древнем месте — повсюду лежали остатки хачкаров (каменных крестов) и несколько обтесанных камней.
Впереди нас ждали еще 4-5 км до вожделенного монастыря Керанц в лесу, и мы с радостью отправились его искать. К сожалению, намотав лишних 4-5 км, мы так и не нашли его. Хотя нам встретилось несколько человек, которые сказали, что он виден чуть ли не с дороги. К своему оправданию скажу, что указатели там были скудные, и после поворота с основной дороги мы повстречали несколько развилок — какая была верная, мы так и не поняли. Монастырь Керанц будто спрятался от нас, не желая быть увиденным. Зато мы увидели пробегавшего в лесу оленя. Устав и немного опечалившись, отправились в обратный путь, уже не надеясь в этот день добраться до Дилижана. Добраться бы до деревни и переночевать там — впереди еще 9,5 км по тропе-грунтовке.
Добавлю, что каждые 50-100 метров дорогу преграждала огромная лужа, которую можно было обойти только через лес, взбираясь вверх и спускаясь вниз. Средняя скорость по такой дороге — 2-2,5 км. в час. Не быстро.
Проходя мимо одной из 5 пасек в лесу поздоровались с хозяевами. Нас позвали на кофе, предложив подождать и опробовать свежего местного меда. Время тогда еще было 4 дня — где-то 4-4,5 часа до темноты. Первый час-полтора прошел за разговорами с одним из друзей пасечников — он и кофе сварил, и конфетами угостил. А затем как-то все затянулось. Пасечники то приходили, то уходили снова собирать мед. Сказали, после ужина могут подвезти нас до трассы, если место в машине будет. Оставайтесь пробовать мед и на ужин, сказали нам.
Прошло еще часа 2. Мы плотно поужинали с пасечниками очень вкусной тушеной бараниной — лучшей, что я ел когда-либо, а также овощами, вкусной лепешкой и домашним вином.
Домашнее армянское вино — легкое, 10%-ое, не отяжеляет голову и желудок. Красное чуть повкуснее белого. К слову, от армянского гостеприимства отказаться сложно. При этом практически невозможно отказаться от навязываемого сопровождения алкоголя — только если твердо утверждать, что вы не пьете совсем. Мы же, по роковой ошибке, сказали, что не пьем водку. Но мы не уточнили, что и коньяк, и вино мы тоже не пьем (к тому же это не было бы на 100% правдой — мы не пьем много!). Поэтому, сначала в наши стопки попал коньяк (т.е. бренди) Идживан, а затем то самое домашнее вино, которое изготавливает брат пасечника.
А после ужина, когда мы уже согласились остаться на ночевку в доме пасечника, на стол попал сладкий, очень вкусный арбуз. Но меда все нет и нет. Мы уже отчаялись его попробовать. И только с наступлением глубокой темноты и позднего вечера (около 21:30-22) на стол поставили мед. Ребята, такой свежий и вкусный мед я, пожалуй, никогда не пробовал. С кусочками сот, липовый, с выраженным мятным вкусом — он просто таял во рту.
На этом мои приключения в доме пасечника не закончились. Уже глубокой ночью, когда мы пытались вдвоем спать на узкой и мягкой прогибающейся кровати, хозяин разбудил меня с просьбой помочь. Я нехотя выполз. И что же я вижу — хозяин в стельку пьян, а так нужная ему помощь — это составить ему компанию, чтобы выпить. Все друзья пасечника, обработав весь собранный за день мед, уехали. После 30 минут уговоров и отказов выпить хозяин отпустил меня спать, а сам еще час шастал, готовя себе поесть, что-то напевая себе под нос. Утром мы тихонько, стараясь не разбудить пасечника и не злить пчел, собрались и отправились
Как собирать и обрабатывать мед
Я запечатлел процесс вытаскивания рамок с медом из коробок-домиков пчел. Один человек достает, второй — обдувает пчел дымом.
Очищенные от пчел рамки с помощью щетки переносятся в помещение и остаются там в ожидании своего часа — темноты. При этом, конечно, пчелы часто кусают сборщиков — они защищают свои дома.
С наступлением глубокой темноты рамки с остатками сонных, не отправившихся спать пчел, выносят на улицу. Приносят специальный бочку с крутящимся механизмом внутри — барабан. Греют воду на горелке, и опускают в него несколько ножей. Затем вытаскивают одну рамку, и главный пасечник срезает с рамки верхний слой закупоренных сот. Этот мед и соты, по словам пасечника, идет в семью на новый год. Этот беловатый слой сот срезается с обоих сторон рамок.
Затем 3 откупоренные рамки опускаются в специальные пазы в бочку.
И барабан с рамками в бочке вручную начинают активно крутить. Примерно 250 раз нужно крутануть ручку за одну закладку, чтобы весь мед из сот вытек на дно бочки.
И так повторяют раз за разом, только меняя рамки. Такой процесс может занять 3-4 часа и более, пока подготовленные рамки не кончатся. Затем мед еще нужно разлить по банкам. В Армении мед собирают только 1 раз в год — в августе. Несколько таких суточных сборов и все — мед готов. Конечно, это не вся работа.
Пчел еще подкармливают специальным сахаром с витаминами, чтобы они не болели. Думаю, это далеко не исчерпывающий список забот при содержании пасеки. Удивительно, конечно.
Утром, героически пройдя весь обратный маршрут по ущелью — 8-9 км — часа за 3-4, без особых приключений мы вышли к трассе и уехали до города Идживан автостопом — к столице региона Тавуш. Так закончились наш керанцский треккинг. Много необычных встреч и 1 не найденный монастырь — как итог. Ах, да — в день похода по ущелью мы не потратили ни драма — тоже успех. А впереди Идживан, Дилижан и его живописные окрестности.
2 thoughts on “Неуловимый монастырь Керанц. Армения 2016. Путешествие длиною в год”
Керанцский треккинг — здорово звучит! Не нашли монастырь — трудно без проводника, если объект не стоит прямо по маршруту следования. Красивые места и знакомство с людьми — дни прошли не зря!
Про мед — интересно. А вам не рассказывали, как в рамках образуются восковые соты? Это искусственно людьми подготавливается или пчелы что-то доделывают?
«и местное пиво. У мужиков еще к этому добавилась бутылка водки» — и это у них на завтрак) перед службой))