Шираз, Иран. Древний Персеполь ?>

Шираз, Иран. Древний Персеполь

В Шираз я прибыл на ночном ВИП автобусе из Исфахана. Стоимость автобуса Исхафан — Шираз 36000 тум (720 руб). По времени это заняло около 6 часов. В автобусе всего 3 ряда сидений и много пространства для ног. Это комфортный автобус, и мне удалось немного поспать. Такие автобусы можно использовать с целью экономии дневного времени при перемещении на достаточно большие расстояния по Ирану.

После «приземления» на автовозале Шираза около 5 часов утра я познакомился с парой: немкой, живущей в Берлине, и итальянцем, живущим в Вене. На два дня мы решили скооперироваться. Мы, т.е. они заказали такси, и за 10000 тум (200 руб) нас довезли до центра. Они хотели спать, и мы пошли проверить пару недорогих хостелов, отмеченных в их немецком путеводителе. Оба оказались заполненными, но мы заглянули еще в один. В отеле Анвари обнаружилась комната на троих за 100000 тум (2000 руб) в день. Т.е. я заплатил 33500 тум (670 руб). Заселились в 7 утра. В комнате было все необходимое: 2 кровати (одна большая двуспальная), туалет с душем, холодильник, балкон, кондиционер (не проверяли работоспособность), ТВ и даже Wi-Fi, но в комнате он не ловил.

Вид с отеля Анвари Шираз

Шираз

Когда вы останавливаетесь в отеле в Иране, вы обязаны оставить паспорт в залог. А когда вы выходите из отеля, то нужно вернуть ключ на ресепшн. Это из небольших неудобств. В качестве хорошего плюса — мы вселились в 7:00, а выселились на следующий день в 14:00 и заплатили только за один день. В любом другом отеле с вас попросят оплатить за 2 дня, либо доплатить за ранний чекин (въезд).

[tp_hotelmap_widget coordinates=»29.6036, 52.5388″ width=500 height=500 zoom=12 subid=»»]

[tp_hotel_selections_widget id=24330 type=full limit=10 subid=»»]

Достопримечательности Шираза

Днем, после отдыха, мы вышли в центр для осмотра достопримечательностей Шираза. Крепость Карим Кан в самом центре мы обошли стороной, т.к. содержание не соответствует стоимости: по мнению немецкого путеводителя и Алексея Кулешова (действующего председателя клуба АВП), кстати, тоже.

Крепость Карим Кан / Castle Karim Kan — одна из башен наклонилась

Шираз

Утро лучше всего начать со свежего сока из дынитрадиционного иранского коктейля из настоящей дыни.

сок из дыни

Продолжили прогулку и забрели внутрь очень колоритного базара Вакил: я попробовал и даже приобрел какую-то странную мягкую массу, похожую на пастилу, которую позже выкинул.

Базар Вакил Шираз — Vakil Market Shiraz

Шираз

В Ширазе встречаются довольно старые жилые здания в плачевном состоянии

Также наконец-то попробовал сушеный инжир, продаваемый на вес повсеместно. За маленький пакетик я отдал 5000 тум (100 руб), т.е. продукт этот недешев.

Повсюду продаются ароматные специи и травы.

Шираз

Выбравшись с базара Вакил, мы добрались до мечети Насир Аль Мулк — она оказалась закрыта днем с 12:30 до 15:30. Вернемся попозже.

В этот день я наконец попробовал и странный напиток азиатского производства — Витамин С. По вкусу что-то среднее между газировкой Ред Булл и лекарством. По ощущениям — совсем немножко бодрит.

Наранджестан парк — сад наранджов

Нарандж — разновидность цитруса, гибрид помело и мандарина, имеющего кисло-горький, чуть сладковатый вкус, активно использующийся в иранской кулинарии для тушения, заправки салатов и для приготовления мармелада.

парк Наранджетсан Шираз

Зеленые деревья на фото с зелеными плодами — это еще непоспевшие наранджы.

На территории довольно скромного по размеру парка Наранджестан находится симпатичное дворцовое здание. Из интересного во дворце — потолок в одном из помещений на втором этаже с какими-то мотивами российской деревни XIX века.

парк Наранджестан

Некоторые стены во дворце также очень привлекательны

парк наранджестан шираз

В подвале, под дворцом — маленький исторический музей. В коллекции даже металлические чайники неизвестного производства.

чайник шираз

За вход в парк Наранджестан просят нескромные 20000 тум (400 руб), но я прошел бесплатно — кассир пропустил меня просто так, отказавшись от предложенных мною 7000-8000 тум.

парк наранджестан шираз

Мечеть Нассир аль Мулк

Вернулись в мечеть Нассир Аль Мулк / mousque Nassir Al Mulk — один из символов Шираза. Здесь с билетом вышло и вовсе нехорошо — местный (из Тегерана) купил мне билет для иностранца. Кассир наотрез отказался пропускать меня по цене для местных и даже за 8000 тум (160 руб). Полный билет для иностранцев — 15000 тум (300 руб), а для местных — 2500 тум (50 руб).

Мечеть потрясающая: с цветными окнами-витражами. Говорят, нужно приходить утром, тогда весь зал будет залит яркими круглыми и восьмиугольными зайчиками.

Основная мечеть недействующая, но рядом есть специальное место для молитв.

Парень из Тегерана, который оплатил мне входной билет, отказался от моих денег и позвал в гости в Тегеране. Спасибо добрым людям, которые помогают мне в путешествии любым способом, включая денежный. Кстати, на фото выше он опирается на колонну.

По пути в наш отель мы купили макароны, томатную пасту, рыбные консервы и оливки, а также свежий хлеб из пекарни.

Традиционный иранский хлеб из печи

иранский хлеб

Вечером немка Бэтт приготовила нам довольно вкусный ужин, который мы запивали безалкогольным пивом — а вот это та еще фигня. Лег я очень поздно и утром поплатился. На следующий день мы запланировали раннюю поездку в Персполис (Персеполь) — древний город-столицу Персии в 1 тысячелетии до н.э.

Персполис (Персеполь) — столица древней Персии

Персеполь

Водитель, которого нам порекомендовали, забрал нас около отеля в 7 утра. Стоимость его услуг — 40000 тум (800 руб) с человека. Это конечно, очень дорого, но в «тур» входит посещение древнего города Персполиса, древнего захоронения Некрополя, а также завтрак. Это второй раз, когда я позволил себе “шикануть” и воспользоваться туром, а не самостоятельным добиранием до места.

Завтрак стандартный: яйца, сыр, варенье, лаваш, чай и кофе. Но в качестве бонуса интересные рассказы нашего водителя о своей жизни в Финляндии, работу и тюремное заключение в Дубае.

Вход / цена на территорию Персполиса — 20000 тум (400 руб), но я решил обойти с левой стороны, со стороны гор и перелезть через забор. Сначала идет забор, который невозможно перелезть: высокий и каменный. Вид на горы потрясающий.

Иранские горы

иранские горы

А взобравшись чуть выше, вы найдете 2-ую линию обычного сетчатого забора, один из которых с колючей проволокой. Под одним пролез, а другой перелез в месте, где проволоку немного промяли. Аккуратно спустившись со скалистых участков, я вышел на отличную точку обзора древнего города и заснял его с места, до которого обычные туристы и не добираются вовсе.

Персеполь

Во времена постройки Персполиса Персия была могущественным государством: от Черного моря на западе до Каспийского моря на севере и до Индии на востоке.

Царь Персии того времени (Кир II Великий) сначала , чтобы не обидеть народы, которым он правил, жил в нескольких городах по очереди. Позже он начал строить новую столицу, которую закончил Дарий I.

Персеполь был расположен практически в географическом центре страны Персии и стал одним из самых красивых городов того времени.

Персеполь

В течении 200 лет это был процветающий город, пока Александр Македонский не завоевал его, а позже и сжег дотла.

Парадные ворота Персеполя

Гробница Персеполя

Персеполь

Орнаменты Персеполя на лестницах и стенах

Музей Персеполя / Perspolis Museum

На территории древнего города есть полностью восстановленное здание. Теперь это музей, за вход на территорию которого нужно платить 15000 тум (300 руб), но я прошел по цене для местных в 2500 тум (50 руб), упросив музейного служащего.

Некрополь в Ширазе — гробницы царей Накше-Рустам

Гробницы царей династии Ахеменидов — Накше-Рустам (Некрополь) — это гробницы четырех царей, включая гробницу царя Дария I. Для посещения (чтобы зайти на территорию) нужно заплатить 20000 тум (400 руб), но фото можно сделать и издалека.

Некрополь Шираз

Еще в Персеполе я созвонился с хостом, который пригласил меня к себе домой остановиться у него. Сам он подрабатывает гидом и предлагает свое жилье в качестве платного места размещения, но меня разместил бесплатно. Сразу после возвращению в Шираз и выселению из отеля, я доехал до него на двух автобусах.

Мавзолей поэта Хафиза Ширази

Вечером, после обеда мы выехали в центр до мавзолея поэта Хафиза. Это знаменитый суфийский поэт. Творчество Хафиза считается высшим достижением средневековой персоязычной лирической поэзии. Хафиз написал много знаменитых лирических газелей (вид строфы) — о любви, вине, красоте природы и розах. Благодаря этим стихотворением поэт получил прозвище Шекерлеб («сахарные уста»). Родился в Ширазе в 1325, получил религиозное образование, всю жизнь прожил в нужде, но писал сильные стихи. Похоронен в 1390 г в саду Муссала в Ширазе.

Вместо покупки билета я перемахнул через забор справа от входа, в 50 метрах от него, уже затемно (место людное).

В 2 км от могилы Хафиза находятся ворота Корана.

Ворота Корана

Ворота Корана — исторические ворота на северо-восточном выезде из города. Внутри ворот, в специальном помещении хранится Коран — именно поэтому ворота и получили такое название. В помещении наверху ворот расположены целых 2 книги Коран и по поверью, каждый путник, прошедший сквозь ворота, получал благословение.

Мы побывали здесь ночью, и место довольно красивое. Еще красивее — перейти на противоположную сторону и подняться на 60-80 метров по ступенькам наверх — оттуда по-настоящему красивый вид на ворота и половину города. Днем здесь, наверное, видны и многие красивые мечети города, и даже ближайшие горы. А ночью — только огни города, противоположная гора с искусственным водопадом и ворота Корана.

Сад Эрам — ботанический сад Шираза

На следующий день мы сделали несколько важных дел Салмана — моего хоста и нового друга и встретились с его друзьями. Первым делом отправились в очень красивый парк — сад Эрам.

ботанический сад Эрам

На фото Салман, который приютил меня у себя (справа, в синей рубашке), а также его друзья (девушка рядом и парень с другой стороны канала).

Сад Эрам — городской Ботанический сад со множеством плодовых деревьев и других красивых растений. В пруду парка живут крупные рыбы (типа японских карпов) и черепахи, а на непопулярных дорожках парка бегают хорьки.

В красивом дворцовом сооружении на первом этаже расположен музей-магазин различных драгоценных и полудрагоценных камней.

Поскольку посещение ботанического сада стоит 20000 тум (400 руб), то я полез через высокий зубастый забор и был за это наказан пораненной кистью, которая потом очень долго заживала.

Деревня Кашкай (Кашкаи)

После парка мы отправились за город. Посетили небольшое селение народа Кашкаи, состоящее из двух больших семей. У каждого семейства имеется крупное хозяйство в виде стада овец и коз, нескольких ишаков и лошадей.

Деревня Кашкай

Люди Кашкаи живут в различных местах Ирана, это народ, имеющий турецкие корни и схожий язык. Летом они живут на жарких предгорных пастбищах, а зимой уходят в крупные селения, где тепло.

Праздничная одежда женщин Кашкаи довольно нарядна. Бабушка даже специально оделась в специальную одежду для того, чтобы мы могли сделать хорошие фотографии, очень мило с ее стороны.

люди Кашкай

Особенно ярка и красива их одежда, которую они одевают на свадьбу, но для этого нужно придти на свадьбу или поехать в тур в деревню Кашкаи (Кашкай), где они одеваются специально для туристов. Помните модель авто Ниссан Кашкай? Машина названа как раз в честь этой горной деревушки.

Затем мы поехали в какое-то место, где были красивые горные хребты.

Иранские горы

горы Иран

Там был организован высокий искусственный водопад (над маленьким естественным водопадом).

А также там было много различных кафе-чайхан, где мы заказали вкусный обед из шашлыка и риса.

Люди Шираза — русскоязычный гид Салман и его друзья

иранская еда

Вдоль длинной обочины продавали много национальной еды, в основном, солений, различных варений, орехов и фруктов. Гранаты 3 видов. Черный гранат я так и не попробовал.

Фрукты Ирана

фрукты Иран

К сожалению, мы провели в этом месте слишком много времени, и к концу дня я даже как-то утомился от долгого сидения в машине и в чайхане.

После возвращения в город я принял решение прогуляться по городу один и посетить Мавзолей Шах-Черах (Шах-Чераг).

Мавзолей Шах-Чераг

Одна из достопримечательностей г. Шираз — мавзолей и мечеть Шах Чераг XIVвека — усыпальница братьев имама Резы — Ахмеда и Мухаммеда. Также называется Holy shrine of Hazart-e Shah-e Cheragh.

В мавзолее Шах-е-Черах похоронен святой Сейид Мир Ахмад, прямой потомок пророка Мухаммеда. Когда он поссорился с халифом Гарун аль-Рашидом, то бежал из Медины в Персию, но рука заказного убийцы настигли его в Ширазе.

Снаружи — традиционная иранская шиитская архитектура с мозаикой, а внутри зеркальные потолки и стены — все сверкает и блестит.

В интернете множество фотографий мавзолея и внутренних помещений, но сейчас иностранцам нельзя посещать их, а также фотографировать. Я сделал лишь несколько фото, пока никто не видел. Как только вы попадате внутрь, вам приставляют агента, который сначала приводит вас в офис с религиозной литературой, с которой вам хотя бы ради уважения стоит ознакомиться, а затем вам разрешат сфотографироваться во внутреннем дворике. Также, по вашему желанию или без оного, вам могут рассказать про иранской архитектуру и краткую историю этой мечети.

Однако после прощаний все же стоит тайком зайти внутрь мечети и посмотреть на все своими глазами. К тому моменту мне уже приелись мечети, а вокруг ходило множество проверяющих, поэтому я не сделал фото внутри.

Следующий день я решил отлежаться дома у Салмана перед жарким Бендер Аббасом и островом Кешм. Днем с Салманом съездили за билетом на ночной автобус в Бендер Аббас, да прикупили кое-что для его ремонта.

Как добраться до Шираза

В Ширазе есть международный аэропорт — это самый простой вариант попасть в этот иранский оазис.

[tp_cheapest_flights_shortcodes origin=MOW destination=THR title=»» paginate=false subid=»» currency=»RUB»]

Русскоговорящий гид в Ширазе

Да, вот, кстати, его контакты: Салман Сафаи (Salman Safaei), иранский номер 09366248967 (или +989366248967) — доступен в Телеграмме и Whatsup. Электронная почта — samsafaei2012@gmail.com. Салман — отличный гид по Ширазу, Персеполю и Пасаргаду. Он отлично говорит по-русски (3 года жил в Киеве), обладает чувством юмора, отлично готовит и просто хороший, открытый парень. Поможет и подскажет по любому вопросу по Ширазу. Может организовать любую экскурсию, тур по Ширазу, Персеполю (Персполису) и Пасаргаду, найти и забронировать для вас гостиницу или поселить у себя за скромную плату. Обращайтесь к нему напрямую или напишите мне, я свяжусь с ним и передам ваши контакты.

Вперед на юг, в Бендер Аббас

Вечером, в 23:00 я сел на шикарный ночной вип-автобус в Бендер Аббас. С небольшим опозданием в 30 минут мы выехали из Шираза и с 3 остановками доехали до южного города Ирана. Не забывайте, что в даже в самых крутых автобусах Ирана нет туалета, зато есть маленький паек с печеньками и соком, входящим в цену. Автобус делает технические остановки по пути, а также одну довольно длинную остановку в районе 4:30-5:00 утра для утренней молитвы — отличный вариант сходить в туалет и попить чаю, не упустите возможность. Примерно в 7 утра мы прибыли в жаркий Бендер Аббас — об этом в следующей статье.