Татев. Армения. Путешествие длиною в год ?>

Татев. Армения. Путешествие длиною в год

Дорога на Татев

До Татева оказалось не так уже просто добраться. Доехать из Гергера до трассы — не проблема. А вот оттуда почему-то нас никто не подбирал. Спустя 30 мин наших мучений к нам подошел парень, работающий в Швеции (армянин), и предложил подвези до автовокзала в Вайке (ближайший город на трассе, но в обратную сторону). Мы согласились. Ближайший автобус оказался заполненным, и мы начали тренировать наш ситистоп. Шведский армянин долго что-то спрашивал в кафе у каждого, кто там был, видимо, интересовался, может ли кто-то подвезти нас. Не успели начать, как к нам подъехала небольшая машинка, и 2 молодых парня нашего возраста предложили подвезти в сторону Татева. Оказалось, у водителя через несколько дней в Киеве рождается дочка — она получит украинское гражданство. У жены уже есть такое. Он тоже хочет получить. Так они надеяться уехать в США. Вряд ли граждан Украины так уж ждут в США. В любом случае, удачи им! По мне, так это сложнее, чем путешествовать целый год.

От поворота на Сисиан (в сам Сисиан мы также заедем на полчасика спустя 3 дня) до поворота на Татев мы долетели на крутом джипе со средней скоростью больше 130-140 км. Максимально было 180. Они ехали в Степанакерт (столицу Карабаха) на помощь другу.

Только вышли, и нас позвали 2 дальнобойщика из Ирана на чай.

Разговорились (знаками), пригласили 2 девушек, проходящих мимо, к столу, пообедали и разошлись довольные. Получили от белорусски контакт во Франции, в Лилле.

До канатки нас подвез владелец тур-агентства, у которого имеются туры даже в Крым. Работают, в основном, на посетителей из России, как и парни из FindArmenia (Ереван). О них я писал в статье про Ереван.

Самая длинная канатная дорога в мире

Канатка ходит каждые 10-15 минут.

крылья татева

Билет продают на точное время — в одну сторону, а обратную — в порядке живой очереди. Стоимость проезда на самой длинной канатке в мире — 3500 драм в одну сторону и 5000 — туда-обратно. Мы оказались здесь в воскресенье, а в понедельник у канатки выходной, потому мы взяли только в одну сторону.

Все всегда происходит к лучшему. Все идет так, как и должно быть. У каждого человека миллион ниточек-судеб, и мы плывем по этим ниточкам, каждый день, каждый час, а порой и каждую минуту меняя свою судьбу. Жизнь каждого — уникальна, как отпечатки пальцев.

Виды с канатки шикарные. Но в хорошую погоду. А у нас было пасмурно.

Внизу — Дьявольские ворота

На подъезде к Татеву

Татев и Татевский монастырь

крылья татева

Если бы попали сюда не в воскресенье, то мы бы взяли билет в обе стороны.

Но тогда мы бы не познакомились с милой девушкой, которая пригласила в свой гестхаус за относительно небольшие для этого места деньги — 8000 драм за ночь с завтраком. Это 1111 руб., но нас накормили также ужином, а утром, после завтрака, подарили еды в дорогу: овощи, лаваш, травы.

Она заваривала и поила нас прекрасным травяным чаем, который они сами собирают тут по весне. Чабрец, мята и несколько других трав, названия который я не могу вспомнить. Запомнилась свежесть и мягкость настоя. Рекомендую.

А с девушкой, у которой остановились в гестхаусе, познакомились около монастыря Татев — она продает там сладкий суджук (чурчхеллу), травы, тутовую водку и прочие деликатесы. Ее тутовую водку мы не попробовали. Хотя продегустировать ее все же удалось — в дьюти-фри аэропорта Звартноц в Ереване.

У нее мы и купили 2 чурчхеллы — по 800 р за штуку — виноградную и на соке шелковицы (тутовая). Они довольно большие, нежные и вкусные. Подробнее о чурчхелле в статье про Продукты Армении.

И тогда мы бы не встретились с поляками на следующий день, с которыми проездили 2 дня по Карабаху.

Сам Монастырь Татева мы посетили дважды: вечером и утром.

Татев монастырь

Также оба раза сходили на обзорную площадку — оттуда хороший вид на Татевский монастырь.

Первые постройки датированы IV веком. К основной церкви за 1200 лет достроили множество построек.

К сожалению, почему-то аутентичной атмосферой мы так и не прониклись — будто бы ее выдуло оттуда.

Хотя сам монастырь, конечно, очень красивый. И вид оттуда на долину, когда светит солнце.

долина Татева

Вид на монастырь днем мы смогли поймать хороший — в это время вылезло солнышко.

Татев монастырь

Днем с помощью нашего хоста мы договорились на «дешевое», за 2000 драм, такси вниз к Дьявольским вратам. Вообще, самое дешевое такси, с которого начиналась цена — 4000 драм. Такси не бывает дешевым, ведь даже если цена его невелика, то цена проезда на автобусе будет в 4-6 раз дешевле. Но 2000 драм — 275-280 руб — это немалая цена за 6 км.

По пути очень красивые виды.

Дьявольские ворота

Дьявольские ворота — это естественный скалистый мост в ущелье, под которым течет река. Оставили рюкзаки наверху, а сами пошли вниз. Только начали думать — куда же идти, как к нам прицепился «гид» — молодой парень, хорошо говорящий по-русски, с сильным украинским акцентом. Оказалось — он прожил 17 лет, из 22 на Украине. Но то, что он гид, мы поняли не сразу. Он предложил показать нам, как спуститься вниз, где настоящие минеральные ванны. Идя за ним, мы пропустили основную ванну с минеральной водой для простых смертных и полезли вниз.

Зато скалы поражают своей красотой.

дьявольские ворота армения

Сначала по отвесной скале по тросу и лестнице, а затем под низкими сводами и по реке (буквально по реке мы прошли вглубь, под мост и оказались в удивительном месте — отовсюду с потолка текла минеральная вода). Вкусная и весьма полезная. Окунувшись несколько раз в ванну с этой водой, я полез еще дальше и выплыл по реке в самую глубь, под середину моста. Дальше тоже можно было проплыть, дальше за мост, но страшновато — сильное течение. К сожалению, я не сделал фото, поскольку там отовсюду капало и было очень страшно доставать фотоаппарат.

Монастырь Анапат и неожиданная встреча

Изрядно задубев, мы поднялись наверх с украинским армянином Пагревом. Я поделился с ним всей едой, что у нас была, и он предложил пройти к старому монастырю Анапат — мы видели его сверху, с канатки. Это примерно 1-1,5 км от моста вниз по реке.

монастырь Анапат

Там мы повстречали святого отца и 2 пары — поляков и американцев. Поляки тепло поприветствовали Пагрева и попросились с нами вернуться к трассе. Оказалось, они уже познакомились с ним ранее, а американцев подобрали с целью помочь доехать до города, где они могут снять наличку. Взять нас в машину хотя бы до трассы они отказались. 6 человек в машине для европейцев — это нарушение. Тем не менее американцы предложили нам занять их место в машине. Очень мило с их стороны, спасибо им большое.

Поляки — Лех и Эва — и армянин Пагрев (Паша) стали нашей маленькой семьей на ближайшие 2 дня.

Дело в том, что Паша попросился быть гидом для поляков, и они согласились. Позже он будет только мешать и несколько раз даже укажет неверную дорогу. С какого-то момента разумные поляки выбрали свой собственный маршрут, а он просто ехал в машине, занимая половину задней части и постоянно клянчил чего-то. Вот такой вот странный гид:)

По пути красивые виды на горы.

долина Татева

Хндзореск — пещерный город и шатающийся мост

Удивительное место.

Хндзореск пещерный город

Еще до 50-ых годов в этих пещерах жили люди, пока их не выселили отсюда. А когда-то это было самое большое поселение региона. Пещеры раскиданы по огромной территории.

Мост действительно немного качается, как вверх, так и вбок.

Среди пещер стоит обычная рукотворная старая церковь.

Мы попросились доехать до Степанакерта — уже стемнело и ставить палатку в темноте как-то было неохота. Нас взяли. Впереди — Нагорный Карабах.

3 thoughts on “Татев. Армения. Путешествие длиною в год

1. Город Лилль передает вам привет и желает счастливого продолжения пути! 🙂

1. Уухххууу! Привет из Исфахана городу Лиллю! =) Спасибо Катя, что зашла на сайт. Сегодня опубликую статью по Нагорному Карабаху, если будет интересно, заходи почитать. Или лучше всего — подписывайся, у меня не так много статей и спамить не буду. Скоро — статьи по Ирану!