Грузия 2016. Неделя 1. Путешествие длиною в год ?>

Грузия 2016. Неделя 1. Путешествие длиною в год

Владикавказ, 3 августа. Подъем в 5 утра. Моя любимая…нет не девушка (в 5 она еще спит), утренняя зарядка, “легкий” завтрак (любой завтрак в 5:30 тяжеловат) и мы уже мчимся на машине Тамерлана к границе Грузии. Тамерлан — это наш добрый знакомый, приютивший нас на пару дней во Владикавказе.

Пересечение границы РФ-Грузия

Прошли границу в Верхнем Ларсе за 1,5-2 часа, сменив 2 машины. Сменив, я имею в виду, что пересекали мы ее на попутках. Пешком нельзя.

Примерно в 30-ой машине мне не отказали. Большая семья язычников из русского села под Ереваном возвращалась домой на только что купленной убитой машине в Севастополе. Только им не разрешили нас везти через границу. Я, уже около поста, нашел другую. Добрый грузин из Боржоми подвез нас до Степанцминды.

Мцхета-Мтианети

Оставили тяжелые рюкзаки в придорожном кафе и пешком поднялись к храму Гергети. Подъем крутой и занимает минут 35-40. Но это, поверьте, того стоит.

Храм Гергети. Степанцминда (Казбеги)

Гергети Грузия

Троицкая церковь Гергети расположена на высоте 2170 м. Вокруг и внутри множество иностранцев-туристов. С храма открывается вид на горы, в частности, на гору Казбеги. Правда, она затянута облаками, но все равно красиво. На холме пасется большое стадо овец.

Казбег

Вид на Степанцминду

Степанцминда

Спускаться попросились к полякам, в арендованный ими в Тбилиси джип. Дорога — убитая гравийка с колдобинами, сюда поднимаются либо джипы, либо микроавтобусы типа Митсубиси Делика. Ребята подвезли нас по моей просьбе до села Ухати — это в 20 км от Степанцминды в сторону Тбилиси. По пути рассказали нам про свои передвижения по Грузии и дальнейшие планы. Тушети — лучшее, но тяжело доступное место в Грузии, по их мнению. Невероятные виды и необычная атмосфера. Для справки, Тушети — северо-восточная часть Кахетии с множеством храмов с башнями. Оставим это место на следующий раз. Еще не раз мы услышим восторженные отзывы по Тушети. Как и про Сванетию. Теперь эти 2 места у меня в списке для посещения в следующий раз.

От поворота с главной дороги я рассчитывал доехать на попутке километров 5 до с.Шевардени, а 12 км до деревни Кетриси или Абано, по долине пройти пешочком. Дальше, к горам по этой тропе, уже не пускают без спец пропуска — близко граница с Южной Осетией. Но не тут-то было. Огромная туча заволокла горы и вдалеке — там, куда мы собирались — началась гроза. Начал накрапывать дождик. Попутки проезжали мимо раз в 15-20 минут, в основном полные. Решили сразу уехать в Мцхету. Жаль, но Долину Трусо с рекой Терек придется отложить на следующий раз. Снова, следующий раз. Горы, я еще вернусь к вам, постойте еще немножко. Не все в путешествии получается как намечено, это вполне нормально.

Святыни Мцхеты

Вышли на трассу и начали автостоп. Через 5-10 минут остановилась…маршрутка. Водитель возвращался с маршрута пустой и с удовольствием взял нас в сторону Тбилиси. Мимо пролетали красивейшие горные пейзажи, только жаль не остановиться и не запечатлеть. Неожиданно сделали остановку неподалеку от Крестового перевала на Военно-Грузинской дороге (2395 м), набрали минеральной водички — вкусная. Вода оставляет на камнях минеральные отложения.

Незадолго до Мцхеты водитель высадил нас на трассе, дав указания — подниметесь на параллельную дорогу — там маршрутка до Мцхеты. Мы еще не меняли рубли на лари, поэтому я просто попросил подвезти нас в маршрутке — водитель легко согласился. Это далеко не последний раз, когда я убедился — в Грузии работает автостоп и даже ситистоп.

Мцхета — древняя столица Грузии, сейчас — довольно вылизанное туристическое место. На центральной площади расположилась одна из главных православных святынь Грузии с красивой крепостной стеной — Svetitskhoveli Cathedral.

Svetitskhoveli Cathedral

Величественный храм XI века с серьезной историей. Ранний подъем, трудности на границе и серпантины утомили нас и мы не успели найти нормальное место под палатку — пошли в гестхаус. Первый же день, и мы выбились из бюджета, грустно признавать, но факт.

Осмотрели Светицховели и женский монастырь Самтавро. Обе они располагаются в самом городе, недалеко от центра.

Самтавро

Сходили к крепости Бебрисцихе — оттуда симпатичный вид на реку Арагва и на долину. Это не в центре Мцхеты, но сходить стоит — вид хорош.

Бебрисцихе

вид с Бебрисцихе

На вершине холма расположился монастырь Джаври — из города отовсюду он хорошо виден. Туда можно не только съездить (поступает много предложений от таксистов свозить вас туда за денежку), но и сходить пешком. Местный житель сказал нам, что по склону с левой стороны горы (есть встать к ней лицом) идет тропа — минут 40-50, насколько я понял. Поели в придорожном кафе Хинкали — честно говоря, посредственные. Это такие грузинские пельмени-манты. Похожи на манты, но варятся в воде, как пельмени. Внутри самое вкусное — это бульон. В мясе много специй, особенно кинзы. И это довольно вкусно. А вот тесто слишком толстое и оказалось недоваренным. И порцию можно заказать только 10 штук, не меньше. Стоит 7 лари — примерно 210-240 руб. Недешево, но порция большая. Белое полусухое вино в стакане — 3 лари — дорого! А если взять литр — 5 лари, но там уже совсем другое, разбавленное спиртом вино, от которого гудит голова. +2 лари обслуживание — об этом нигде не сказано. Берегитесь! Кафе в тур.местах — одно сплошное надувалово.

хинкали

Эту ночь мы провели в палатке в парке, недалеко от реки. Приятное место, тихо и спокойно. Вокруг — ежевичные “сады”, т.е. рай для любителей поесть ее, но ад для вашей кожи и одежды — я таки порвал штаны и порезал руку. Но ежевики налопался от души.

Кахетия

Маршрут по Кахетии: Мцхета -> Лагодехи — Сигнахи — Гурджани — Кварели — Телави -> Тбилиси

Из Мцхеты до Лагодехи ехали на 5 машинах! Полицейский из Тбилиси подобрал около Мцхеты и провез нас через весь Тбилиси и далее, км 20-25 за аэропорт, чтобы мы смогли уехать с трассы. Продавец помидоров из Гурджанского района (не говорил по-русски), суровый таксист на БМВ, провезший нас по своей деревне на 4 км, позитивный владелец пекарни из Цнори, курьер из Тбилиси, везший мебель прямо в национальный парк Лагодехи — все эти люди подвозили нас, спасибо им.

Лагодехи. Нац парк и водопад

Национальный парк Лагодехи бесплатен, но поставить палатку на его территории стоит 5 лари с носа, а в сумме около 300 руб.

палатка

Нац.парк очень хорош. Прекрасная горная река, где я искупался. Воду из реки можно пить — она очень вкусная. И чай на ней также очень вкусный.

В нац.парке есть 4 маршрута: два — к водопадам, 6 м и 40 метров (оба проходятся за пол дня), небольшой конный к храму и самый большой и красивый — 3-дневный, с длинными переходами по 8 часов и двумя ночевками. Мы выбрали тот, который начинается прямо от входа нац.парка — к водопаду в 6 м.

Красивый, не очень сложный треккинг по лесу, хотя были и “живые” камни под ногами и крутые подъемы и переходы по бревнам. Мы остались довольны. Красота, чистый воздух и вода, можно и купаться, и пить, что еще нужно. “Сбегали” часов за 5-6.

Лагодехи

На рынок, к центру, нас подвез бывший мэр Лагодехи. На этом рынке были самые вкусные розовые помидоры за 1 лари (30 р.) кг и неплохие персики.

Сигнахи — город любви

Сюда добираться было весело. Никто не подбирал. На маршрутке за 3 лари с носа мы доехали до Цнори. Водитель, правда, хотел по 5 с человека, а местные давали то ли 1, то ли 2. Так что я заплатил какую-то среднюю цену, но, учитывая километраж  — дороговато. Жаль, я это заметил сильно позже. Из Цнори долго не могли уехать, зато попробовали грузинскую лепешку прямо из печи — настолько горячую, что ее невозможно было есть, хотя и хотелось. Мы уже было решили найти какое-либо подобие парка для ночевки или идти 5 км по серпантинам пешком, как нас подобрал дедушка с цветами.

Добрались уже на закате — зато какой свет — получаются интересные фото

Сигнахи

Все грузины очень радуются, когда узнают, что мы из Санкт-Петербурга. Порадовался и дедушка, лет 40-50 назад он был в Ленинграде и с ностальгической теплотой вспоминал те годы. Еще на подъезде к Сигнахи, появилась “китайская” стена — длинная оборонительная стена с башнями и красноватые черепичные крыши. Еще несколько лет назад это была простая горная деревушка, но кто-то, может, мэр города, решил сделать из нее испанский городок и занялся обустройством. Теперь — это очень туристическое, весьма симпатичное место.

На улице грузин из Москвы посоветовал заехать в Кварели и попробовать там вино. Вообще, по моему плану мы собирались В Вашлованский нац. парк, но это место не очень просто достигнуть, там жарко (по настоящему), змеи и полупустыня — и один из членов нашей команды лобировал, не хотел туда ехать.

На улице нас “подобрал” дяденька, предложив жилье. До парка на склоне по карте были изрядные 2-3 км и мы, утомившиеся после треккинга и жары, чуть сбив цену, поехали в его хотель. Хотель-гестхаус хороший, с видом на стену и Алазанскую долину.

Сигнахи

Утром на рынке мы попробовали своё первое сухое красное Саперави и накупили чурчхел — орехов, залитых застывшим виноградным соком (делают ее с добавлением муки) — здесь они оказались не очень дорогими, но очень вкусными. Вино в Грузии много не выпьешь — оно быстро опьяняет и утяжеляет голову. Не все, но случается. А вот вкусных чурчхел я могу съесть много — это такой не очень сладкий, нейтральный ореховый десерт. Особенно хорошее сочетание фундука с соком белого винограда.

Обычный грузинский обед

Сигнахи — город любви, потому что здесь можно официально зарегестрировать брак за 5 минут. Если есть такое желание, приезжайте.

Сигнахи

Сходили в местный, очень маленький, этнографический музей. Интересные фотографии и несколько экспонатов.

Сосуд для перегона чачи

Всего 5-минутная экскурсия на английском, но просят денег — 3 лари и цену почему-то объявляют в конце. Мы объяснили, что денег нет, нам разрешили бесплатно. На обратном пути я насобирал и наелся сочного мясистого кизила.

кизил

Гурджани

До него мы также добирались стопом. Автостопом. Местные ребята на быстрой машине, которые ехали в ближайшую деревню, сделали крюк в 9 км, чтобы добросить нас до Гурджаани. Вообще-то, мы не собирались в Гурджани, а сразу в Кварели. Но вечернее время подсказало мне, что нужно переночевать здесь. Нашел хороший “дедушкин” парк около лечебницы — там гуляли, в основном пожилые и дети-подростки. Бегали, ходили, играли в футбол. Ожидая темноты (ставить палатку засветло было как-то неудобно) зашли в придорожное кафе и попробовали фейхуовую (от слова Фейхоа) газировку и аджарский (с яйцом) хачапури — очень вкусно!

Темнота все не приходила, интернета нет, засели в парке на скамейке. Подходит дяденька-дедушка Андрий и начинает делиться с нами своей едой и водой. Познакомились. 18 лет играл за футбольный клуб Алания Гурджани. Затем он начал приносить еще еды и напитков: грушевый, кока-колу, хлеб, колбасу. Обнимался и даже по-грузински расцеловывал. Затем он подходил к нам в парке еще раз 10, а вернее ровно 11 раз, включая 4 раза ночью и 3 утром. За ночь наши запасы пополнились на дыню и 4 (!) огромных лепешки. Вот такой вот щедрый грузинский нрав. Это было необычно.

Утром мы протопали по Гурджани километра 2-3, прежде чем смогли выйти за пределы города. Рюкзаки после ночных подарков изрядно потяжелели. Единственный остановившийся дядька на старом мерседеса узнал, откуда мы, и пригласил нас зайти, в шутку пригласив выпить водки. Я отказался. Через 10 минут он пошел в магазин и, проходя мимо, сказал, что мы долго так будем стоять, т.к. в Кварели едет очень мало машин. Мол, заходите, я угощу вас, познакомимся, отвезу в Кварели бесплатно. Вот так дела. Зашли, Тимур Зурабович оказался сотрудником МВД на пенсии, с широкой душой и добрым характером. Накрыл отличный стол с шашлыком, тушеной зеленой фасолью и арбузом. В дорогу надавал подарков — бутылку свежесваренного ткемали, банку невероятно вкусного, с целыми персиками, варенья, большой мешок фундука, керамическую пиалу и вазу для вина, 2 литра своего, хорошего домашнего белого вина, а по пути в Кварели еще купил для нас огромную дыню-торпеду (!).

Вот так вот выглядит кахетинское гостеприимство, Кахетия — я тебя люблю!

кахетинское гостеприимтство

Пригласил в гости и вечером, и в следующий раз, чтобы мы приехали на подольше, пообещал, что покажет, как делать вино, и что свозит на винный завод, куда он сдает свой виноград. Да, у него собственный виноградник и персиковые деревья. Вот так начался наш невероятный, один из последних в Кахетии, день.

По пути в Кварели он свозил нас на озеро Илия, сделав изрядный крюк в 10 километров, пофоткались и поглазели на озеро.

Кварели

На холме замок-ресторан и надпись «Я люблю Кахетию».

Кварели встретил нас адской жарой. Наши рюкзаки и пакеты в руках стали нетранспортабельные, около 30 — мой и 15 — Настин. В Кварели есть старая крепостная стена, а внутри сейчас футбольное поле.

Попытка найти, где бы остановиться, не увенчалась успехом — до леса от 40 минут до часа, а гестхаусы почему очень дорогие. Решили ехать ночевать в Телави — столицу Кахетии и остановиться там.

Мелкими перебежками дошли до винного завода Киндзамараули Корпорейшн.

Кварели

Внутри прохладно, пафосно, девушка-менеджер провела бесплатную 5-минутную экскурсию заученными фразами, проигнорировав мои вопросы. Отказала нам в просьбе оставить рюкзаки на пару часов, ну ладно, не вся Кахетия такая добродушная.

Завод Киндзмараули

Завод Киндизмараули

Попробовали 3 вина: Киси, Киндзмараули и Саперави. Киси и Киндзмараули мне понравились. Белое Киси из винограда киси — яркое фруктовое насыщенное вино.

киси

Красное Киндзмараули (виноград саперави) — ароматное, структурное, самодостаточное.

Красное вино Киндзмараули

2 лари за бокал.

Если бы не отношение сотрудницы завода, считай, удачно зашли.

Пришлось топать до инфоцентра. Рядом церковь и несколько музеев.

Кварели

Зашли в Музей Денег — интересно, и сотрудница интересно рассказывает. Это бесплатный музей. В Телави уехали на маршрутке за 3 лари. В ней встретили ту самую сотрудницу музея, которая, кстати, только недавно вернулась из Китая — там повышала квалификацию. Ее родители, по ее просьбе подбросили нас до входа в гест-хаус. Хорошие здесь все-таки люди. Жаль, не удалось попить вместе чаю — телефон, что она дала, оказался почему-то неверным.

Телави

Гестхаус встретил нас приветственным арбузом и большой комнатой, общей кухней и верандой. На этой кухне мы познакомились сначала с девушками из Москвы, а на следующий день — с ребятами из Питера и провели немало часов за беседами и ужинами.

Телави — большой и старый город. Есть Старый Телави с брусчаткой. В центре — крепость Ираклия II и его статуя на коне.

Это такой грузинский Петр I. Из интересного в городе еще 900-летний платан и несколько интересных экспонатов из метала, хороший недорогой рынок-базар.

Телави

Наконец, купили спелый дешевый инжир — 2 лари за кг. У нас это цена за 1 штуку. А то уже не раз натыкались на фиговое дерево, а вот поесть инжира не удавалось. Гранат и хурма здесь также растут повсеместно — но они созреют позже, осенью.

Греми

На следующий день доехали с московскими товарищами до Греми — бывшей столицы Кахетии, от которой остался только один, но величественный, замок.

Оттуда — отличные виды на долину.

Дальше, хитч-хайкингом доехали до музея А.Чавчавадзе в Цинандали — мужчина, едущий в Телави по делам, специально отвез нас до музея. Хороший человек.

Дом-музей находится в небольшом симпатичном парке.

музей Чавчавадзе в Цинандалим

В музее провели экскурсию на русском. Уютные, со вкусом обставленные комнаты с элементами европейского убранства — в таких хочется жить. Внизу музея винный погреб — 1 вино попробовали за денежку, а еще 2-мя нас угостили.

погреб винный

белое сухое вино

белое грузинское вино

Из музея вышли в приподнятом настроении. Вечером, с семьей питербуржцев и их другом, было много веселых моментов, включая игру подушка-пердушка. К полуночи к нам присоединились поляки. Из-за посиделок поздний подъем выбил из колеи, и было принято ехать сразу в Тбилиси, без осмотра остальных достопримечательностей. Хотя их в пригороде Телави выше крыши.

Так закончилась наша первая неделя в Кахетии. Это была невероятная неделя, с массой впечатлений и интересных знакомств. Хотя бюджет в 10-11 тыс.руб. на 3 недели мы потратили уже к 8-му дню путешествия. Это, конечно, не очень по путешественчески, но дальше, после Тбилиси, мы будем стараться держать себя в руках и не использовать платное жилье. Впереди еще больше Грузии.

4 thoughts on “Грузия 2016. Неделя 1. Путешествие длиною в год

1. Фотки отличные, повествование живенькое) правда сквозь непривычные географические названия пробирался с трудом). Грузия — огонь, не знал что там настолько красиво и «добро»

1. Да, для нас это тоже было неожиданностью. В таких случаях начинаешь думать, что ничего не знаешь о мире)

2. Прочитала пока только начало, но как! С картой! Здорово! Какая красота — горные пейзажи, удивительные минеральные следы и как ты идешь по бревну — молодец! Порадовалась, что не только города, а и природа у вас в путешествии, треккинг. Завтра еще почитаю. Удачи!