Имеретия и Мегрелия: Кутаиси, пещеры, каньоны, водопады (Грузия) ?>

Имеретия и Мегрелия: Кутаиси, пещеры, каньоны, водопады (Грузия)

На пути из Кобулети до Кутаиси (столица Имеритии) мы гульнули, т.е. проехали на маршрутке за 20 лари. А 20 лари перед въездом в Грузию — это был планируемый дневной бюджет ~ 10 долларов. Приехали на автостанцию — до центра еще далековато. В центр идет маршрутка и автобус №1 —  легко запомнить. Мы заранее, еще в Кобулети, забронировали ночь в гестхаусе. Хотя изначально планировали воздержаться от платного жилья в этом городе. Но ни каучсерфинг, ни Дом для Всех не помогли нам в этот раз.

Сам Кутаиси — милый городок с мостами

Кутаиси

Красивые здесь церкви

Непосещенный Дом для Всех

В Кутаиси мы хотели посетить Дом для Всех от некой Леры Беровой, последовательницы знаменитого Антона Кротова и его проекта. Именно его Дом для Всех я хотел посетить уже давно. Но, увы, он отошел от таковых дел, передав эстафету другому путешественнику Алексею Кулешову. Сейчас, на момент середины августа, до сих пор открыт кулешовский Дом для Всех в Астрахани, спешите посетить. Кстати, именно по описаниям А.Кулешова мы следовали в городах Мцхета, Ахалцихе и Боржоми. Хорошие, лаконичные описания.

Итак, мы думали, что удастся попасть в этот Дом для Всех примерно за месяц до путешествия. Как следует из названия, это дом или квартира, которую снимает автор проекта на некоторое время, в течение которого (обычно 2-3 месяца) это жилье может посетить каждый. Поддерживать проект финансово не обязательно, но принести с собой еду очень желательно. На деле, чтобы посетить Дом Л.Беровой, нужно соблюдать довольно много правил, отпугивающих, пожалуй, большинство. Еду нужно принести обязательно. А еще, если вы не понравились автору проекта, вас могут не принять. Нас, после тщательного досмотра соц.сетей и моих проектов, все же согласились принять на 1 день, предложив сначала написать накануне, потом позвонить перед встречей вечером желаемого дня, а потом прийти в назначенное время в определенное место. И при этом нас предупредили, что для начала примут только на 1 день, а «там» видно будет. Но мое желание было велико, и мы бы прибыли в Дом, если бы я не слег в Ахалцихе, и у нас не сбился график, а Дом для Всех не уехал бы 19-го в Армению.

Ну, это все отступление. А пришли мы в гестхаус с разным названием на букинге и по факту, уютным интерьером, но довольно странным хозяином. Странность его была в том, что мы чувствовали себя нежданными гостями. А ведь мы заплатили за комнату, а не просто пришли в гости. Ну, каждому, как говорится, Бог судья =)

Как добраться до Кутаиси на самолете

В Кутаиси есть аэропорт

[tp_cheapest_flights_shortcodes origin=LED destination=KUT title=»» paginate=false subid=»» currency=»RUB»]

[tp_cheapest_flights_shortcodes origin=MOW destination=KUT title=»» paginate=false subid=»» currency=»RUB»]

Отели Кутаиси

[tp_hotel_selections_widget id=14137 type=full limit=10 subid=»»]

Как добраться до пещеры Прометея?

Сначала нужно посетить рынок.

Первым делом, мы отыскали базар (фруктово-овощной рынок) в центре Кутаиси. Цены не дешевы, но выбор нормальный: помидоры, огурцы, персики, арбузы, дыни на месте. Здесь мы купили большую связку сушеной хурмы («грузинский шоколад»), персики, инжир и лепешку (грузинский хлеб пури), а также чурчхелу с грецким орехом и даже полюбившийся нам мягкий сладковатый творог — уникальное грузинское изобретение, похожее на творог со сметаной или на творожную пасту, но, почему-то, вкуснее.

Дальше, за базаром, перейдя красный мост, мы отыскали маршрутку 34 в Цхалтубо за 1,5 лари. Спустя 20 км мы на конечной, на автостанции, нужно было пересесть в другую маршрутку, а потом еще немного пройти пешком. Вышли с маршрутки с группой поляков (их здесь в Грузии действительно много путешествуют). Я быстро среагировал на клич таксиста, засунув нас всех шестерых в такси, посчитав, что на маршрутке разница минимальна. Обратно с этим же таксистом доехали до Кутаиси, переплатив всего 1 лари за двоих. Чудо запихивания 6-ых пассажиров в машину.

Пещеры Прометея

Пещеры Прометея — 7 лари на двоих, со студенческим. 7 лари на одного — обычная цена.

UPD октябрь 2018 — стоимость пещер Прометея уже 15-20 лари! — раскрутили наши Грузию, поползли цены вверх.

На входе, в инфоцентре, собирают большую группу туристов для экскурсии. На выходе спец.машина развозит посетителей партиями к инфоцентру.

Рекомендую посмотреть экскурсии в Musement в Кутаиси — там отличный выбор и недорого (после перехода наберите в поиске «Кутаиси»).

В пещерах я сначала случайно, а затем специально отстал от группы и в течении 45 минут в полном одиночестве наслаждался необычными фигурами, игрой света и тени и классической музыкой, проходя зал за залом.

пещеры Прометея

Вылез за ограждение и прошелся по неосвещенному залу, не найдя ничего интересного живого.

Сама пещера довольно длинная и очень красивая. Особенно эффектно смотрятся различные фигуры, созданные сталактитами и сталагмитами в свете разноцветной подсветки. Это действительно стоит один раз увидеть.

Пещера Прометея

Легенда о Прометее, конечно, приписана сюда с туристическими целями, а настоящее название — пещера Кумистави.

В самом Кутаиси есть красивая церковь Самеба на холме — от центра минут 15-20 пешком.

Кутаиси

Церковь Самеба Кутаиси

Вдоль извилистых улочек, по пути к церкви, растут черный и зеленый инжир, сливы, яблоки, орехи. Что-то уже спелое, и это вполне можно сорвать, а что-то поспеет позже или находится за оградой домов.

Базар закрывается в 5-6, а вот дынно-арбузные развалы около моста работают допоздна. Но приобретенный нами 7-килограммовый арбуз оказался не очень хорошим, и даже хозяин геста отказался его кушать.

Каньон Окаце

Утром, договорившись остаться еще на одну ночь, только уже за 20 лари, мы отправились к каньону Окаце. Снова автостанция, маршрутка до Мартвили, попутка на оставшиеся километров 15 и пешком до инфоцентра каньона. Около автостанции Кутаиси, кстати, расположен центральный рынок-базар и кафе Макдональдс с бесплатным туалетом. В инфоцентре продаются билеты — 8 на двоих — немало, если честно. В инфоцентре живописные фото красивых уголков Грузии, макет каньона и подвесного моста, туалет и кафе.

Дорога от инфоцентра до начало каньона примерно 2,5 км и проходит по живописному парку.

На входе на подвесной мост, в самом начале, проверяют билеты и проскользнуть без них, пожалуй, было бы сложновато.

Через 5 минут после спуска мы оказались на длинном подвесном мосту с живописным, но не впечатляющим видом.

Каньон Окаце

Хотя проход по чуть пружинящему и даже немного шатающемуся мосту, особенно если смотреть вниз, щекочет нервы.

В самом конце, на большой смотровой площадке над пропастью, открывается самый красивый вид — на долину и порожистую реку внизу.

Ради этого стоило пройти этот путь.

Водопад Кинчкха

Вернувшись к инфоцентру, направились на дорогу поймать попутку. Она была застоплена, но водитель попросил 5 лари за короткий участок, сторговались на 4, а итоге я дал 3. Ну, водитель и не подвез нас до конца, а мы протопали по жаре еще километра 1,5 круто вверх. Место оказалось очень популярным и заслежено. Водопад показался издалека, падая вниз тонкой стройкой со 100-метровой высоты.

На подходе к нему красивые извилистые каньоны с чистой холодной водой.

Сам водопад весьма поражает своей высотой. А вот напор, поначалу, показался маленьким.

Водопад Кинчкха

Я решил проверить, насколько поток воды серьезный и взобрался наверх босиком. Мокрые «живые» камни и крутой подъем/спуск — серьезная преграда, но стоит того. Уже вблизи, под острыми брызгами многотонного потока, понимаешь всю силу и красоту природы. Одним словом, круто.

Около водопада подошла девушка и спросила, не попала ли она на наше фото. Познакомились, оказалось это целая группа армян путешествует по Грузии. Предложили подвезти, с чем мы с радостью согласились, а в машине еще и накормили всякими сладостями. Громкая музыка, включая армянские песни и танцы (да-да, девушки прямо в микроавтобусе умудрялись танцевать) — целое представление. Вышли в 2 км пешком от центра, прогулялись и прикупили сок с фруктами в стеклянной банке. Мы уже пробовали такой с фейхоа, а теперь купили с персиками — очень вкусно.

На следующее утро произошел казус. Объявлено выселение в 10. И без того странный хозяин геста накануне вечером сказал, что мы обязаны выселиться в 9, т.к. у него дела. А утром он заторопился и в 8:30 предложил нам остаться до 10. В итоге мы просто убежали оттуда, даже не позавтракав нормально. Остался небольшой осадок.

Держим путь в Армению через Тбилиси. Приключения продолжаются. На маршрутке выехали на окраину города и начали автостоп. Место около заправки оказалось очень популярным. Сначала уехал солдат, потом священник. Спустя 15 минут уехали и мы. Водитель ехал из Сванетии и порадовался нам. По пути нам было только 20 км, но он предложил, заехав в его родной город по делам, отправиться в Тбилиси. Согласились. Оказалось, что у водителя похмелье, а в машине чача, а его дела — опохмелиться с друзьями. Налили и нам. Мы попробовали на зубок. А водитель — работник тбилисской мэрии — набрался допьяна. Проехав 30 км я понял, что мы так можем и не доехать никуда, уж очень он напился и опасно вел. И хотя он и предложил нам остаться у него в Тбилиси, мы, извинившись, вышли и продолжили путь на другой машине, с трезвым ювелиром. С ветерком долетев до столицы, часа 2 искали, где же кинуть вещи и наши тела на ночь.

Третий раз в Тбилиси

Остановились в приятном гостевом доме без всяких вывесок, договорившись на 40 лари. Дорого, но в столице в центре — это минимум. Душ, горячая вода, интернет, приятная хозяйка и соседи — с удовольствием остались.

В планах было посещение Самебы — крупнейшей в Грузии церкви и одной из самых больших православных в мире. Добрались. Церковь Святой Троицы очень красива.

Церковь Святой Троицы Тбилиси

Попали в церковь в воскресенье, святой отец читает молитву, а братья поют ее. Впечатляет.

С одного из тбилисских мостов отличный вид на город

Тбилиси

По пути заглянули в винный бар и выпили вина — по цвету розовое, а по вкусу — легкий алкогольный компотик.

грузинское вино

В темноте добрались до холма и парка Мтацминда — из центра ходит 124 маршрутка за 1 лари на двоих. Внутри совсем не дикий лес или парк, а парк развлечений. Наверху также телевышка и фуникулер.

телевышка Тбилиси

А также отличный вид на ночной город.

ночной Тбилиси

Чтобы прокатиться на фуникулере — он находится в большом здании с рестораном — нужно купить карту за 2 лари, стоимость которой не возвращается. А стоимость самого спуска на фуникулере — 2 лари с человека. Можно не покупать карту, а попросить положить деньги на карту любого пассажира.

фуникулер Тбилиси

На середине спуска/подъема промежуточная остановка, от которой можно попасть к монастырю на холме и месту захоронения Грибоедова и его жены Чавчавадзе. Но в этот раз почему-то никого не выпустили на этой станции. Сам фуникулер работает до 4 часов ночи, но ночью дороже — 3 лари. Время проползания фуникулера всего 5 минут — хотя один раз проехаться все же стоит.

На следующий день, после обеда, мы отправились в сторону армянской границы и успешно, сначала на метро и маршрутке, а затем на попутке добрались до нее. Оставшиеся лари мы потратили на фрукты, которые продавали прямо у границы.

фрукты Грузии

Впервые я попробовал фрукт индийский гранат — желтый пупырчатый, с красными съедобными ягодами внутри — по 1 лари за штуку. А последняя грузинская попутка, подвозившая нас, оказалась совсем не попуткой, а провезла нас лишних 25 км до границы. Молодой человек почти не говорил по-русски и без всякого интереса с его стороны отвез нас к границе.

Вот так вот сладко и приятно закончились наши 20 дней в Грузии. Здесь живут невероятно отзывчивые люди с добрым характером. Спасибо всем тем, кто подвозил нас, угощал и шел на встречу. Без вас, добрые люди, мы не смогли бы путешествовать так легко и приятно по хорошей стране Грузии.